Четверг, 24.07.2025, 17:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Немного похимичим;)

Главная Файлы Форум Новости Регистрация Вход
Категории
Мини-чат
Чтобы добавить сообщение, необходимо авторизоваться.
Наш опрос
http://scripts-net.ru/raznoe/opros.png
Испытываете ли вы трудности при изучении химии?
Всего ответов: 28
Статистика
Зарег. на сайте
Всего - 207
За месяц - 0
За неделю - 0
Вчера - 0
Сегодня - 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие математических способностей средствами математики и химии.



Развитие математических способностей средствами математики и химии.

 

         Проблема способностей во все времена была актуальна и занимала умы практикующих учителей, ученых – методистов, психологов, философов. По словам Э. Торндайка «Природа одаряет каждого известным капиталом. Воспитание должно выявить, в чем этот капитал заключается, и наилучшим образом использовать его». На современном этапе развития общества для отечественной школы особое значение приобретает гуманизация образования, предполагающая уважение личности учащегося, учет ее индивидуальности, заботу о ее развитии, как высшей цели всего процесса обучения. Каждому ученику должны быть созданы благоприятные условия для индивидуального развития в соответствии с его склонностями и способностями.

         В этой связи школьный учитель должен уметь успешно решать следующие задачи:

1.     грамотно проводить диагностику способностей ребенка;

2.     находить и эффективно использовать формы и методы обучения, оказывающие влияние на развитие способностей школьников.

Для диагностики способностей имеются многочисленные методики, разработанные психологами. При проведении экспериментальной части исследования на базе МОУ ТСШ № 2 им. А.С.Пушкина мы использовали следующие методики:

1.

Школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанный учеными научно – исследовательского института Общей и педагогической психологии АПН СССР для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста.

2.

Числовой субтест теста Айзенка для выявления и оценки уровня развития  математических способностей подростков.

3.

Тест математических аналогий. В качестве тестового материала использовались задачи, разработанные А.Г.Гайштутом, направленные на формирование у учащихся таких умственных операций как анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Во многих школах, и в МОУ ТСШ № 2 им. А.С.Пушкина, сегодня создана и действует «Психологическая служба», а значит учитель – предметник имеет возможность получить грамотную, квалифицированную консультацию по вопросам диагностики способностей школьников. Если же такой службы нет, то при выборе методики диагностики следует учитывать требования, которым должны удовлетворять задания, включаемые в тесты (быть стандартными, однородными по структуре, эквивалентными или же упорядоченными по трудности).

         Диагностика способностей, в том числе и математических, - это только первый шаг на пути решения проблемы развития способностей. Гораздо более трудным представляется процесс собственно развития, хотя сама идея о возможности развития интеллектуальных, мыслительных способностей ни у кого не вызывает сомнения, что доказано результатами многочисленных исследований (среди которых:[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]).

         Мыслительные способности (такие как способность абстрактно мыслить, точность, ясность, сжатость словесного выражения мысли, сообразительность (эвристичность), умение анализировать, делать выводы, оценивать влияние условий на результат, умение отделять существенное от несущественного, находить кратчайший путь к решению проблемы) называют математическими способностями, влияющими на развитие общих способностей учащихся. С целью развития перечисленных способностей мы используем два блока заданий занимательного, творческого характера, которые связаны с программным материалом химии и математики.

         I группа – логические задания, каждое из которых имеет свой «секрет». Ученик должен увидеть закономерность, в соответствии с которой составлено условие задания и, применяя метод аналогии, найти решение.

         II группа – расчетные химические задачи, каждая из которых состоит из собственно химической и математической частей.

Приведем несколько примеров подобных заданий.

I группа.

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

а)

б)

в)

г)

 

а)

б)

в)

 

а)

 


б)

 

в)

 

г)

 

Методика «Четвертый лишний» или «Исключение понятия».

H2,   Cl2,   H2O,  O2;

NaCl,  MgCl2,  AlCl3,  Fe2O3;

треугольник, отрезок, длина, квадрат;

углекислый газ, свет, вода, крахмал.

Нахождение правила построения ряда.

6,  9,  12,  15,  18,  21, …  (24)

H,  Li,  H,  Be,  H,  B,  H, …(C)

K2O, KOH, P5O10, H3PO4.         CaO,   Ca(OH)2,  ?,    ?.

Метод нахождения аналогий.

Na  +  O2    Na2O                     7

Al  +  O2    Al2O3                     ?       (9)

HNO3                    май

H2SO4                      ?              (июль)

AlCl3               1/9

MgCl2                    ?                      (1/4)

SO2              3/7              P2O5

SO3               ?                P2O3         (4/5)

Найдите ошибку.

CaO,  Al2O3,   Na2O,   P2O7.

II группа.

1.

 

 

 

 

2.

Рассмотрите схему и предложите свой вариант задачи, которая решается по предложенной схеме.

а) m (KMO4) →  V (X)

б) V (H2) → m (H2O)

в) m (известняк) → m (CaCO3) → V (X)

Предложите свой вариант решения схемы.

 А    В    Н2О    С    Na2SO4    Д;

 

Для решения подобных заданий учащемуся понадобятся не только знания из курса математики и химии, но и такие общепредметные умения как умение наблюдать, сравнивать обобщать, проводить аналогии, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы.

Развитием математических способностей вырабатывается такое ценное качество как умение думать самостоятельно, что, безусловно, потребуется ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

 

 

Литература.

1.

Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.  Экспериментальное формирование внимания.  Изд. Московского университета, 1974.

2.

Гiльбух Ю.З. Темперамент i пiзнавальнi здiбностi школяра: психологiя, дiагностика, педагогiка: Пер. з укр. – Перероб. i доп.. – Киiв: Ин – т психологii АПН Украiны, 1993.

3.

Гусев В.А.  Психолого – педагогические основы обучения математике.- М.: ООО «Издательство «Вербум – М», ООО «Издательский центр «Академия»,  2003.

4.

Крутецкий В.А.  Психология математических способностей школьников. М., «Просвещение», 1968.

5.

Лейтес Н.С.  Умственные способности и возраст. М., «Педагогика», 1971.

6.

Одаренность: диагностика и технологии.   Воронеж – 2003.

7.

Способности ваших детей (Пособие для родителей и воспитателей). Сост. Н.П.Линькова и Е.А.Шумилин.  М., «Просвещение»,  1969.

8.

Управляемое формирование психических процессов.

 Под. ред. П.Я. Гальперина. М., Изд – во Моск. ун – та, 1977.



Источник: http://yadi.sk/d/qSyV-yD62pFna
Категория: Мои статьи | Добавил: Майя (23.02.2013)
Просмотров: 731 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-профиль
Четверг
24.07.2025
17:02

[ Управление профилем ]
Софт
часы

Site by HeT~BonpocoB
Сделать бесплатный сайт с uCoz